Минфин разъяснил, как бывшим «упрощенщикам» учитывать свои расходы

По мнению Минфина, «упрощенщик», который платил налог с доходов, при переходе на общий режим не вправе учесть в расходах принятые ранее работы и услуги.

Минфин России выпустил разъяснения для «упрощенщиков», которые платили налог с 1базы «доходы», но утратили право на применение упрощенной системы.

Например, организация, применяющая «упрощенку», в течение года может лишиться своего права на использование этой системы. Скажем, превысив максимальный порог выручки. В такой ситуации, начиная с того квартала, в котором допущено несоответствие, нужно платить общие налоги. И здесь неизбежно возникает вопрос, как учитывать так называемые переходные расходы, то есть относящиеся к одному периоду, но оплаченные в другом.

Некоторые из таких расходов рассмотрел Минфин России в письме от 20 августа 2007 г. № 03-11-04/2/208. По мнению минфиновцев, если «упрощенщик» применял базу «доходы», то переходные расходы следует учитывать по-особому. То есть не так, как те компании, которые исчисляли «упрощенный» налог с разницы между доходами и расходами.

Остатки сырья и материалов. Затраты на сырье и материалы, которые на момент перехода на общий режим не были переданы в производство, можно учесть при расчете налога на прибыль. Равно как и принять по ним к вычету НДС.

Зарплата и страховые взносы. Если зарплату начислили в тот период, когда компания еще применяла «упрощенку», то после перехода на общий режим включить их в расходы нельзя. Независимо от того, когда фактически произошла выплата заработной платы или перечисление взносов.

Отметим, что если компания рассчитывала единый налог с разницы между доходами и расходами, то принцип учета переходных расходов, по мнению тех же чиновников, будет иным: непогашенные долги по зарплате и взносам в Пенсионный фонд включаются в расходы на дату перехода. Такой вывод следует из письма Минфина России от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/2/154.

Неоплаченные работы и услуги. Похожая ситуация возникает и с учетом задолженности предприятия, например, за выполненные работы или оказанные услуги. В Минфине считают, что если услуги компания приняла до перехода на общий режим, а оплатила после, то списать их на расходы при расчете налога на прибыль нельзя.

Относительно учета сырья и материалов с чиновниками не поспоришь. А вот что касается расходов по работам и услугам, то тут выводы Минфина России можно подвергнуть сомнению. С одной стороны, позиция чиновников выглядит логично. Ведь если у «упрощенщика» объект налогообложения — доходы, то произведенные расходы на величину налоговой базы не влияют. А после перехода на общий режим действует уже метод начисления. То есть момент оплаты не важен, а важен период, в котором возник расход: была начислена зарплата, приняты работы или услуги от подрядчика.

Но с другой — если работы или услуги не были оплачены при «упрощенке», то их можно отнести на расходы при расчете налога на прибыль в первый же день применения общего режима. Такой порядок установлен подпунктом 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. И в кодексе нет оговорки, что это правило установлено только для «упрощенщиков» с базой «доходы минус расходы». Но, как видим, чиновники этот общий подход не разделяют.

Поэтому, если сумма «переходных» затрат существенна для компании, есть смысл поспорить с чиновниками.

www.glavbukh.ru

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)