Минфин РФ: Письмо N 03-05-02-04/87 от 23/06/2006

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо  N 03-05-02-04/87
от 23/06/2006

Вопрос: В связи с возникшими в ходе проведения выездной налоговой проверки разногласиями с налоговыми органами Федеральное государственное учреждение Театр просит Вас разъяснить возникшую ситуацию в соответствии с действующим законодательством.
Театр заключает лицензионные соглашения о публичном исполнении обнародованных произведений с Российским авторским обществом (далее по тексту - РАО). На основании указанных соглашений Театр выплачивает РАО авторские вознаграждения за публичное исполнение произведений в установленных данными соглашениями размерах. При этом Театр не заключает прямых авторских договоров с правообладателями (авторами, их наследниками и иными правопреемниками) на вышеуказанные произведения, не производит каких-либо финансовых расчетов с ними, не осуществляет их учет и не обладает никакой информацией о том, кому, в какой момент и в каком порядке РАО производит выплаты авторских вознаграждений. Просим разъяснить, кто должен уплачивать единый социальный налог с выплат, осуществляемых РАО в адрес правообладателей?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты единого социального налога с сумм авторских вознаграждений и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторских и смежных правах" (далее - Закон) в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи), могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.
Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 45 Закона полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются указанным организациям непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами.
При этом, указанным пунктом статьи 45 Закона установлено, что такие договоры не являются авторскими.
Таким образом, учитывая, что физические лица - правообладатели и организация, управляющая имущественными правами указанных физических лиц на коллективной основе, не связаны трудовыми, гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение физическими лицами работ, оказание услуг, или авторскими договорами, то на основании пункта 1 статьи 236 Кодекса суммы авторского вознаграждения, поступающие от пользователей и перечисляемые такой организацией указанным физическим лицам, не признаются у управляющей организации объектом налогообложения единым социальным налогом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона имущественные права, указанные в статье 16 Закона (в том числе право на воспроизведение, право на публичный показ, публичное исполнение, на переработку), могут передаваться только по авторскому договору. Заключаемые организацией, управляющей имущественными правами на коллективной основе, от имени авторов лицензионные соглашения, в частности, представленные театром, являются авторскими договорами.
Из рассматриваемого письма и приложенных к нему лицензионных соглашений о публичном исполнении произведений следует, что Театр за публичное исполнение произведений в установленных соглашениями размерах выплачивает Российскому авторскому обществу авторские вознаграждения для последующей выплаты их правообладателям. Причем в лицензионных соглашениях указан размер авторского вознаграждения, которое Театр обязуется выплачивать.
Учитывая изложенное, с сумм авторского вознаграждения, перечисляемого в пользу правообладателя Театром по лицензионному соглашению с Российским авторским обществом, Театр должен исчислять и уплачивать единый социальный налог.
Возникновение налоговых обязательств по уплате единого социального налога связано не с фактической выплатой авторского вознаграждения, а с моментом начисления Театром такого вознаграждения.
Заместитель директора Департамента таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
А.И. Иванеев

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)