Минфин РФ: Письмо N 03-05-02-04/201 от 15/11/2005

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо  N 03-05-02-04/201
от 15/11/2005

Вопрос: ООО, созданное 1 июля 2005 года в результате реорганизации ЗАО путем преобразования, и являющееся в соответствии с п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ полным правопреемником реорганизованного ЗАО по всем правам и обязанностям, свидетельствует Вам свое почтение и в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса (далее "НК РФ") просит Вас рассмотреть правомерность продолжения применения Обществом в порядке правопреемства регрессивной шкалы ставок при расчете единого социального налога, правом применения которой обладало реорганизованное общество, принимая во внимание Постановление ФАС Северо-Западного округа N 05-26086/04-22 от 15 июля 2005 года (далее "Постановление")
Обращаем внимание на то, что в Постановлении решением суда признано, что при реорганизации смена работодателя не происходит, так как меняется не наниматель, а его организационно-правовая форма, что подтверждается копиям трудовых книжек работников, где сделаны отметки о преобразовании работодателя (копия прилагается). При этом трудовые отношения между работником и работодателем сохраняются.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 15.09.2005 N 230305/2 по вопросу исчисления единого социального налога организацией после реорганизации путем преобразования и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусмотрено специальных положений, регулирующих порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты единого социального налога организацией в случае ее реорганизации. В то же время часть первая Кодекса содержит ряд положений, регулирующих налоговые правоотношения, возникающие в связи с реорганизацией организации.
Так, согласно пункту 2 статьи 50 Кодекса исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
Пунктом 9 статьи 50 Кодекса предусмотрено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
При этом, исходя из содержания статьи 50 Кодекса, вновь возникшее юридическое лицо является правопреемником в части уплаты тех налогов реорганизованного юридического лица, обязанность по которым не исполнена до завершения реорганизации.
Правопреемством в части налоговой базы, в частности, по единому социальному налогу, а также правопреемства в части применения пониженных ставок единого социального налога законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Кодекса налоговая база налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 2 статьи 55 Кодекса установлено, что если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
Таким образом, налоговая база по единому социальному налогу формируется организацией, выделившейся вследствие реорганизации, с момента ее государственной регистрации.
Учитывая изложенное, в настоящее время нет правовых оснований для учета организацией, выделившейся вследствие реорганизации, в налоговой базе по единому социальному налогу в целях применения регрессивной шкалы ставок налога выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц реорганизованной организацией до реорганизации.
Заместитель директора Департамента таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
А.И. Иванеев

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)