Минфин РФ: Письмо № 03-03-04/1/444 от 26/12/2005

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо  № 03-03-04/1/444
от 26/12/2005

Вопрос. В организации работают иностранные сотрудники. Заработную плату они получают в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 16.12.93 № 2146 об утверждении Положения «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы». Соответственно, оклады сотрудников и начисленный на них ЕСН уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Часто бывает так, что разрешение на привлечение иностранной рабочей силы переоформляется. И следующее разрешение начинает действовать через некоторое время после истечения срока действия старого. То есть складывается ситуация, когда срок старого истек, а новое еще не оформлено. За этот период таким работникам начисляется заработная плата и ЕСН. Могут ли такие расходы в этот период уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль

Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу признания в целях налогообложения прибыли заработной платы и единого социального налога. уплаченного за иностранного работника в тот период времени, когда такие работники работают без оформленного на них разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и сообщает следующее.
Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс), в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пункт 1 статьи 255 Кодекса определяет, что к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.
В том случае, если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в российское организации на основании трудового договора, работодатель на основании пункта 1 статьи 255 Кодекса вправе отнести расходы по оплате труда этого работника в состав расходов на оплату труда. При этом для целей налогообложения не важно, имеется ли у работодателя разрешение на привлечение и использование труда иностранного работника.

Что касается вопроса об обложении таких выплат единым социальным налогом, сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса, вышеуказанные выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая то, что расходы по выплатам, производимым российской организацией в пользу иностранного гражданина по трудовому договору за период, в котором у организации не было разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то данные выплаты подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Суммы единого социального налога, уплаченного в отношении данных выплат, при налогообложении прибыли в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Заместитель директора Департамента таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
А.И. Иванеев

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)