Минфин РФ: Письмо N 03-11-02/83 от 28/12/2005

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо  N 03-11-02/83
от 28/12/2005

Вопрос: В связи с поступающими в ФНС России обращениями Управлений ФНС России по вопросу о возможности зачета сумм излишне уплаченных авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога ФНС России просит разъяснить указанный вопрос с учетом следующего.
Порядок применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения определен в главе 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Если объектом налогообложения являются доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину расходов, такой налогоплательщик уплачивает в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 346.18. Кодекса, минимальный налог при условии, если сумма исчисленного в общем порядке единого налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
На основании статьи 346.21 Кодекса исчисление единого налога осуществляется путем определения по итогам каждого отчетного периода (первого квартала, полугодия, девяти месяцев календарного года) суммы авансового платежа, засчитываемого в дальнейшем в счет уплаты общей суммы налога по итогам налогового периода.
Соответствующий авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом.
В соответствии со статьей 346.22 Кодекса авансовые платежи по единому налогу зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения на основании статей 56, 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответственно в бюджет субъекта Российской Федерации (90%) и в бюджеты государственных внебюджетных фондов (ФФОМС - 0,5%, ТФОМС - 4,5%, ФФС РФ - 5%).
Денежные средства согласно пункту 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа исполняющего бюджет,бюджет государственного внебюджетного фонда.
Следовательно, на момент уплаты налогоплательщиком окончательной суммы единого налога по истечении налогового периода перечисленные квартальные авансовые платежи уже зачислены и распределены в бюджет субъекта Российской Федерации и в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов (являются доходными средства этих бюджетов).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма минимального налога, взимаемая в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступает исключительно в бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФ РФ - 60%, ФФОМС - 2%, ТФОМС - 18%, ФСС РФ - 20%).
Таким образом, доходы от уплаты единого и минимальных налогов при применении упрощенной системы налогообложения распределяются органами Федерального казначейства по различным уровням бюджетной системы Российской Федерации и различным нормативам отчислений.
В связи с этим налоговый орган не вправе принять решение о зачете сумм излишне уплаченных платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога, поскольку это противоречит пункту 5 статьи 78 кодекса, предусматривающему зачет излишне уплаченной суммы налога только в тот бюджет, в который эта сумма была направлена.
Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации своим постановлением от 1 сентября 2005 года N 5767/05 признал правомерным проведение зачета излишне уплаченных авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога.
С учетом вышеизложенного, ФНС России просит дать разъяснения по вопросу о правомерности осуществления зачетов авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога.
Ответ: Министерство финансов Российской Федерации на ваше письмо от 08.12.2005 г. N 19-4-02/000016 сообщает следующее.
Согласно порядку исчисления единого налога, установленному статьей 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплате подлежит минимальный налог.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2005 года N 5767/05 указывается, что по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным статьей 346.21 Кодекса, либо пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса - для минимального налога, с учетом внесенных в этом налогом периоде авансовых платежей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 45 Кодекса обязанность по уплате налога может считаться исполненной, в частности, после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
При этом пунктом 5 статьи 78 Кодекса предусмотрено направление суммы излишне уплаченного налога на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии со статьями 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (90%), а также в бюджеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования (0,5%), территориальных фондов обязательного медицинского страхования (4,5%), Фонда социального страхования Российской Федерации (5%).
Суммы минимального налога зачисляются в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации (60%), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (2%), территориальных фондов обязательного медицинского страхования (18%).
В связи с этим принятие решения о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты минимального налога возможно только в пределах средств, поступающих в указанные государственные внебюджетные фонды.
Суммы уплаченных авансовых платежей, которые зачислены в иные бюджеты (государственные внебюджетные фонды), при отсутствии недоимки и задолженности по пеням, начисленным по тем же бюджетам (государственным внебюджетным фондам), подлежат возврату налогоплательщику.
С.Д. Шаталов

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)