Минфин РФ: Письмо № 03-04-06-02/125 от 10/12/2008

Министерство финансов Российской Федерации
Письмо № 03-04-06-02/125
от 10/12/2008 

Вопрос: ОАО просит повторно ответить на вопрос: может ли организация уплачивать ЕСН по месту нахождения филиала, не выполняющего обязанности организации по уплате налога, если филиал имеет расчетный счет, выполняет функции работодателя, производит выплаты в пользу физических лиц и зарегистрирован во внебюджетных фондах по месту своего нахождения? Самостоятельного баланса филиал не имеет.

Статьями 19 и 235 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, а ст.45 НК РФ устанавливает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. В п. 8 ст. 243 установлено, что ЕСН, подлежащий уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации. Сумма ЕСН, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Пунктом 1 ст. 243 НК РФ установлено, что, сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд.

Если филиал самостоятельно исчисляет заработную плату своим работникам, рассчитывает налоговую базу и представляет отчетность в ФСС и Пенсионный Фонд по месту своего нахождения, какие нормы законодательства препятствуют (либо не препятствуют) головной организации представлять отчетность в налоговый орган и перечислять взносы по месту нахождения филиала?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО от 09.10.2008 N 2095/06 по вопросу уплаты единого социального налога головной организацией за свои обособленные подразделения и в дополнение к письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 28.08.2008 N 03-04-06-02/99 в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса налогоплательщиками единого социального налога признаются, в частности, лица, производящие выплаты физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Согласно пункту 3 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Пунктом 8 статьи 243 Кодекса предоставлено право исполнять обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения только тем обособленным подразделениям, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

При этом сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Таким образом, головная организация уплачивает единый социальный налог и представляет отчетность по единому социальному налогу по месту своего нахождения в отношении выплат, произведенных в пользу работников самой головной организации и работников обособленных подразделений, которые не удовлетворяют условиям, перечисленным в абзаце первом пункта 8 статьи 243 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N?03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
С.В.Разгулин

 

Написать комментарий

(обязательно)

(обязательно)